Светофильтры

Практически во всех магазинах, специализирующихся на фототехнике, на прилавках можно увидеть светофильтры. И первое, что приходит в голову фотографу-любителю - «о, это уже для профессионалов, мне еще рано…». Запомните, это ошибочное мнение! Светофильтры решают много вопросов, начиная от элементарной задачи - защитить стекло объектива, до придания снимку новых эффектов, эмоций и как следствие новых подходов для выстраивания композиции.

Вместе с тем, нет необходимости скупать все фильтры, которые увидите. Прежде всего, следует разобраться в них, понять как вы будете их использовать и только после этого отправиться в магазин.

Защитный светофильтр

Это один из самых распространенных и часто применяемых фильтров. Его основная функция — не допускать повреждения передней линзы объектива. К этой группе можно отнести такие маркировки фильтров как нейтральный, ультрафиолетовый, фильтр SkyLight и фильтр против дымки. Разница между ними не велика и видна лишь в детальном сравнении. Все видимые эффекты от фильтра элементарно повторяются в фоторедакторе. Основной критерий выбора таких фильтров это светопропускание.

  • non-C (non-coated) – 92%
  • SC (single coated), C (coated) – 95%
  • MC (multi-coated) – 99,7%
  • SMC (super multi-coated), SMC Pro, HMC, MRC, Pro – почти 100%

Но повторимся, большинство фотографов использует их, исходя из одного соображения: лучше разбить фильтр, чем объектив.

Поляризационный светофильтр

Главная задача поляризационного фильтра избавить фотографию от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла и т.п. Незаменим для пейзажных снимков. С помощью такого светофильтра можно получить по-настоящему синее небо или красивые и сочные цвета океана. Он придает насыщенности фотографии и улучшает контраст. Этот фильтр состоит из двух линз, одна из которых вращается. Это и позволяет настраивать контраст и насыщенность.

Нейтрально-серые светофильтры

Нейтральный фильтр также можно называть затемняющим или ND-фильтром (Neutral Density). Такие фильтры ослабляют мощность светового потока. С их помощью можно больше открыть диафрагму объектива или увеличить выдержку. Такие фильтры дают очень интересный эффект при съемке моря, водопадов или рек: во время длинной выдержки вода “размывается” и превращается в нечто туманообразное. В рамках поездки в Северную Осетию ( http://markschool.ru/osetia/ ), обилие горных рек и водопадов открыли для наших путешественников массу возможностей для экперимента с “заморозкой” воды.

Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый – ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2+ND4=ND8.

Таким образом стоит всегда иметь защитный фильтр на своем объективе, а “полярики” и “эндешки” уже ставить при необходимости. И не стоит экономить на фильтрах! Несмотря на то, что фильтр - это по большому счету расходник, экономить на этом не стоит. Характеристики и возможности дорого стекла показывают куда более интересные и эффектные результаты, чем их более дешевые аналоги. Попробуйте сами!