Секреты черно-белой съемки

Марк Подрабинек, известный фотограф, телеведущий и основатель фотошколы «Отдел кадров», на примере своих работ рассказывает, как делать отличные черно-белые фотографии.

Совет 1

Черно-белая фотография не лучше и не хуже цветной. Она всего лишь старше. В принципе, ее можно уважать исключительно за почтенный возраст, но есть и кое-что поважнее. Для некоторых сюжетов она подходит лучше, чем цветная. По разным соображениям. Например, ч/б может задавать настроение само по себе. Вне зависимости от контекста.


Совет 2

Иногда в кадре столько разных цветов, что вся эта пестрота выхолащивает смысл. Так уж мы устроены — сперва всегда смотрим туда, где ярче. А главное может заключаться совершенно в другом. Ч/б — способ удержать смысл, сделать его «хрустальным». Убрав кричащие цвета национальной одежды, вы по-другому увидите глаза и лица ее хозяев.


Совет 3

Предыдущее утверждение можно развить и вывести обратное правило: попробуйте изначально сделать ч/б изображение своей целью. Главное здесь — убрать все цвета еще на этапе съемки. Научитесь смотреть и видеть монохромно. Этот навык подарит вам возможность выхватить хороший кадр там, где цвета не дают вам его разглядеть.


Совет 4

Ч/б любит геометрию. Линии, прямые и ломаные, пересекающиеся и параллельные. Геометрические фигуры, сами по себе и их взаимодействие друг с другом. Все это дает вам множество комбинаций композиции. Процесс поиска лучшей может превратиться в игру. И во-первых, выигрышем в ней будет хороший кадр, а во-вторых, сама игра — отличное упражнение по композиции.


Совет 5

Контраст может стать залогом отличной ч/б фотографии. Сочетания интенсивности света, разница в яркости — это то, на чем можно выстроить кадр.


Совет 6

Никогда не забывайте о текстуре. Старые и морщинистые люди в ч/б выглядят хорошо. Прикройте диафрагму — и вперед.


Совет 7

Если хотите получить хорошую ч/б фотографию, никогда не снимайте в ч/б режиме. Алгоритм перевода цветного изображения в монохромное, зашитый в вашу камеру — это, скорее всего, простое обесцвечивание. Самый топорный, не гибкий и разрушительный путь, который лишит вас огромного количества информации в кадре. Снимайте в цвете, а в ч/б переводите в графическом редакторе.


Совет 8

Постобработка, как и в случае с цветной фотографией, может спасти ч/б кадр. Даже простейшим повышением контраста. Незначительной игрой с уровнями черного и белого или кривыми. Малейшая тонировка может изменить восприятие, заставить кадр «заиграть».

Существует неисчислимое множество плагинов и экшенов для работы с монохромным изображением. Но поверьте, куда приятнее и правильнее — научиться самостоятельно, своими руками, обрабатывать фотографию. В этом случае вы будете хозяином положения, а в фотографии это значит ой как много.


Совет 9

Облака на небе, волны в море, автомобили на дороге и люди на улице, снятые на длинной выдержке, в ч/б выглядят особенно эффектно. Некоторые уничижительно называют такие фотографии «интерьерными». Они действительно хорошо продаются, их часто можно увидеть на стенах офисов или в квартирах с «дизайнерским» ремонтом. Но так происходит прежде всего потому, что они красивы. Этим глупо пренебрегать.


Совет 10

Используйте фильтры. Их часто незаслуженно обходят вниманием, однако иногда без них не обойтись. Не все можно «доделать» в фотошопе, и для фотографии, в том числе и ч/б, фильтр может сыграть решающую роль. Тот же нейтрально серый, который позволит вам снимать на длинной выдержке при ярком свете. Поляризационный — уберет паразитные отражения, затемнит небо и увеличит контрастность. А инфракрасный — так вообще, «перевернет» ваши представления об окружающем мире и поможет сделать чудесные, иначе не скажешь, фотографии.